Мастер-класс «От исследовательских навыков к исследовательской компетенции»
Подготовила учитель ГУО "Ушачская средняя школа" Шарипо Наталья Анатольевна
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.А. Тимирязев
Цель: повышение профессиональной компетентности участников мастер-класса по развитию творческих способностей учащихся посредством использование проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- актуализировать проблему внедрения проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе с учащимися.
- формировать представления о правильной организации проектно-исследовательской деятельности;
- создать условия для самореализации и творческой активности участников мастер-класса.
Ход проведения:
1. Организационный этап
Цель: организация внимания аудитории, установление контакта между участниками мастер-класса, мотивация на работу.
— Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнце и птицы!
Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И, каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Игорь Романов
— Добрый день, уважаемые коллеги! Какие это всё-таки прекрасные слова: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Когда их слышишь, да ещё при этом замечаешь улыбку на лице говорящего, то на душе сразу становится радостнее.
В течение жизни мы решаем множество проблем. И если каждую, отдельно решённую проблему рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мы получим целую корзину — огромный красивый букет. Каким ему быть — зависит от каждого из нас.
Предлагаю сегодня взять из корзины одну проблему, один бутон. Интересно, сможем ли мы сегодня помочь этому цветку распуститься? Назовём его — цветком детства.
Мастер – класс будет по теме «Развитие творческих способностей учащихся I ступени общего среднего образования через проектно-исследовательскую деятельность».
Игра «Да — нет» (эмоциональный настрой на работу)
— Предлагаю поиграть в игру «Да – нет».
— Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да)
Метод «Цветик — семицветик»
Теперь предлагаю выбрать каждой группе по два лепестка от цветика-семицветика. На протяжение нашей работы с вами прошу выразить Ваше отношение к тому, что Вы услышите и увидите или поделитесь своими впечатлениями.
2. Познавательный этап
Цель: усвоение участниками мастер-класса предлагаемого материала.
( 2 минуты , трансляция на слайдах)
—Задача современной системы образования – формирование не просто умения, а компетенции. Ученик должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, быть коммуникабельным, креативным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Приоритетом в образовании становится переориентация на деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и компетенциями.
Деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Решение этой задачи возможно лишь при условии использования современных образовательных технологий, методов и приёмов. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Главная идея метода проектов: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет отойти от авторитарности; ориентирует на самостоятельную работу в сочетании с групповой; позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения; внедрение компьютерных технологий. Вместе с тем повышается качество обучения.
Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Поэтому в работе с учениками своего класса придерживаюсь следующих принципов:
- создание условий для развития воображения;
- уважительное отношение к любой мысли учащегося;
- развитие чувства уверенности в своих способностях.
Начинаю работу по развитию творческих способностей у учеников с первых дней обучения в школе. Но наиболее ярко ребята раскрываются к 4 классу. Они с удовольствием создают проекты, занимаются исследовательской деятельностью, где передают своё эмоциональное состояние, учатся видеть окружающий мир в красках.
Следует сказать, что детское творчество безгранично. Оно всегда восхищает, удивляет, заставляет радоваться или даже печалиться. Но самое главное, я считаю, даёт возможность самовыражения, самоутверждения для ребёнка, не зависимо от его умственных способностей, а тем самым формирует здоровую личность.
Вот уже на протяжении двух месяцев мои ученики работают над проектом по теме «В мире незнакомых слов». Почему возникла эта работа? С первых дней знакомства с произведениями на уроках русского литературного чтения, в очередной раз дети столкнулись с огромным количеством незнакомых слов. Тогда ученики выразили желание узнать больше про жизнь незнакомых слов. Они узнали, что незнакомые слова делятся на три группы: архаизмы, историзмы и неологизмы. Предлагаю Вам всем стать учениками четвёртого класса и провести исследовательскую работу по теме проекта «В мире незнакомых слов». Работать Вы будете по тексту Л.Петрушевской «Пуськи Бятые», проведя исследование по трём типам проектов: проект-исследование, информационно-аналитический проект и творческий проект. (Приложение 1) Группе «Исследователи» - предлагаю изложить сказку на русском языке.
Группе «Аналитики» - составить раскадровку произведения.
Группе «Трансляторы»инсценировать произведение.
Каждой группе отводится 5 минут на создание проектов и до трёх минут на презентацию.
(во время работы звучит спокойная музыка)
Презентация проектов
3. Представление проектно-исследовательской работы учащихся по теме «В мире незнакомых слов»
Цель: познакомить участников мастер-класса с разными типами проектов
— А сейчас, предлагаю Вашему вниманию презентацию проектов моих учеников по теме «В мире незнакомых слова». (Приложение 2)
— Посмотрите, как незаметно распустился наш цветок — детства, благодаря нашей совместной работе.
4. Рефлексия
Цель: осознание результатов работы, эмоциональное восприятие сделанного.
Метод «Цветик — семицветик»
— Уважаемые коллеги, предлагаю собрать из лепестков цветик-семицветик. Мне достался жёлтый лепесток. Для меня жёлтый цвет — цвет солнца, а значит символ радости, тепла и улыбки. Считаю, что мы успешно поработали и получили хороший результат. Ведь с самых первых минут нашей встречи мы попытались создать атмосферу доброжелательности, сотворчества. Ведь мы улыбнулись друг другу. Только в наших руках, руках учителей, та сила, которая поможет каждому ребёнку найти путь к творчеству и успеху. (высказывание участников мастер-класса)
И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«Пуськи Бятые»
Людмила Петрушевкая
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Кулуша волит Калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
(Дети заходят с приветственными словами)
— Здравия Вам, люди добрые!
— Гой еси, добры молодцы и красны девицы!
—Как уже все догадались, мы отправимся в мир незнакомых слов. Каждая группа провела исследование и, пришло время представить результат своей работы. Слово предоставляется первой группе.
— В начале учебного года на уроках литературного чтения мы знакомились с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них находились в учебнике, но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Произведения мы читали, держа карандаш в руке, а потом выясняли значение непонятных слов у нашей учительницы, а теперь стали обращаться к толковым словарям, к родителям. Обращаемся к Интернету. Чтобы правильно понять текст многих произведений, необходимо знать значения устаревших слов, и слов, употребляющихся сейчас в других значениях, и новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Решили узнать, как называются эти слова. Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы. Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, которые в процессе развития языка заменили синонимы. Например, выражение «устная речь» произошло от слова «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы. Выражение осталось, а слово заменили синонимом.
Историзмы – это слова или словосочетания, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1км 6метрам и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
А ещё есть слова неологизмы – слова, которые появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, явлений, понятий. Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, поводья». Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно. Находили и выписывали из словарей значения этих слов.
А ещё мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации. Вот некоторые непонятные слова в картинках. (презентация словаря в картинках)
— Молодцы! Спасибо вам и родителям за проделанную работу. Теперь о своей работе расскажет вторая группа.
А нам стало интересно, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы выдвинули гипотезу: в литературных произведениях часто встречаются непонятные слова и чаще всего с этим сталкиваются учащиеся младших классов? Чтобы подтвердить нашу гипотезу мы обратились к учащимся нашей школы с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения непонятных слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 10-11 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтвердили нашу гипотезу о том, что в литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики начальных классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – нашим учителям и родителям. Оказывается, и им в книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов. — Спасибо за проделанную работу и презентацию своего труда. Сейчас слово третьей группе.
— Пословицы, легенды, былины – помогают нашему знакомству с обычаями, укладом жизни в прошлом, а значит обогащают наши знания. А ещё больше способствуют этому сказки. Одна из самых популярных народных сказок является «Колобок». Сюжет её несложен, знаком и известен любому дошкольнику. Но, мы нашли сказку «Колобок» с неологизмами. Решили соединить эти сказки в одну и предлагаем посмотреть и послушать то, что у нас получилось.
— Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить колобок.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!
И курсирует себе дальше.
А тут в оппозиции к нему формируется Медведь. Экстроординарный индивидум неурбанизированных территорий.
- В какой тенденции курсируешь? А Колобок и реагирует себе натурально:
- Я реквизирован, как таковой, из экстримального минимума муки и сфабрикован как сфера гастрономических интересов. Я от дедки дистанцинировал, и от бабки дистанцинировал. и от зайца дистанцинировал, и от Волка дистанцинировал, а от тебя Медведь я подавно регрессирую на максимальную дистанцию.
И курсирует себе дальше. А тут такой инцидент и казус. В оппозиции к нему Лиса формируется. Неординарный обсорбент и аматор гастрономических колобков.
- Куда же ты курсируешь самый оптимальный из всех оптимальнейших колобков?
А Колобок и реагирует себе натурально:
- Я реквизирован, как таковой, из экстримального минимума муки и сфабрикован как сфера гастрономических интересов. Я дистанцинировал от деда, бабки, зайца, Волка, Медведя. А от тебя Лиса подавно регрессирую .
А Лиса ему и пастулирует:
- А дислацируйся оптимальнийший из оптимальнийших Колобков в опраксимации. А то ведь совсем не оптимальна моя идиальная прифекция.
Колобок дислацировался в апроксимации и дикларировал интеративно. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык. Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! И скушала.
Работая над нашим вопросом, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе. Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит лучше понять окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Мы продолжим создавать «Толковый словарь незнакомых слов» в электронном варианте. Надеемся, что им смогут воспользоваться ученики нашей школы, которые придут в четвёртый класс.