Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Деловая игра

Деловая игра «От компетентного учителя – к современному уроку»

ЦЕЛЬ: сформировать методы и приёмы работы с кадрами при формировании профессиональной компетенции учителей в рамках современного урока.

Задачи:

Выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога.

Включить участников деловой игры в активную профессиональную работу.

Вооружить участников игры методикой проведения деловой игры.

Оборудование: карточки, листы бумаги, маркеры, красный мяч, фломастеры, мозаики, листы бумаги с изображением мальчика, портфель; песочные часы из бумаги, видеоролик» Лучик света», колокольчик.

Ход игры

  1. Подготовительный этап

Ведущий 1.  

Вашему вниманию предлагается  деловая игра «От компетентного учителя–к современному уроку».

Как в каждой игре есть свои правила, так и у нас они будут свои:

- обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;

-откровенность и доброжелательность в общении;

- "Работаем без погон", то есть все равны в общении без учёта заслуг, знаний и педагогического стажа;

- чётко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь» сделать себя понятным» себе и другим;

- помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа - за каждого;

-соблюдаем временной режим.

 

Ведущий 1.

Принцип нашей игры заключён в словах» Мыслить можно по-разному».

 

Ведущий 2.  

В ходе  игры мы должны решить следующие задачи:

 

Выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога.

Включить участников деловой игры в активную профессиональную работу.

Вооружить участников игры методикой проведения деловой игры.

 Ведущий 1.

 Лучше будет, если взамен тысячи слов

Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.

Лучше будет, если взамен тысячи стихов

Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.

Лучше будет, если взамен тысячи песен

Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

 

Ведущий 2.

Изменение качества образования требует, прежде всего, изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, воспитывать в себе толерантность, самообразовываться и снабжать учащихся практико-ориентированными знаниями и умениями. Каждому родителю хочется, чтобы с его ребенком работали учителя, дающие прочные знания, обладающие образовательными компетенциями, которые вселяют Мир, показывают Красоту и дарят Радость.

2. Организационный этап

Ведущий 1.

В нашей деловой игрепринимают участие молодые педагоги района.

Ведущий 2.

Для создания дружеской  атмосферы, установления коммуникации, оперативного включения в работу мы решили использовать метод» Аллитерация имени». Станьте, пожалуйста, в круг, положив руки на плечо своих соседей. Назовите своё имя и черту характера на первую букву имени.

Метод» Аллитерация имени»

Цель: способствовать знакомству участников, созданию дружеской атмосферы, установлению коммуникации, оперативному включению в работу.

 

Ведущий 1.

Для разделения участников на группы предлагаем игру» Составь мозаику». Возьмите по одному пазлу мозаики и соедините их, составляя изображение

«Самолёт на взлетной полосе».

Деление на группы» Составь мозаику»

Цель: сформировать 4 группы участников.

Участникам предлагается взять по одному элементу мозаик. Участники, объединяясь, составляют изображение» Самолёт на взлётной полосе».

  

    1 группа                2 группа

 

   3 группа          4 группа

 

 Ведущий 2.

Итак, группы сформированы. Просим участников занять свои места за столами.

Сформированные группы садятся за столы с табличками:» 1 группа»,

«2 группа»,» 3 группа»,» 4 группа».

 

Ведущий 1.

Игра начинается. Все участники что-то ожидают от этой встречи, что-то новое хотят увидеть или услышать. Предлагаем участникам написать на листочках то, что они ожидают от встречи, что хотелось бы услышать.

«Песочные часы»

Цель: организовать рефлексивное взаимодействие.

Участникам предлагается написать на листочках то, что они ожидают от встречи, или хотелось бы услышать. Затем зачитывают и крепят листочки в верхней части песочных часов (плакат из бумаги).

 

Ведущий 2. Зачитайте свои пожелания и закрепите их  на верхней части песочных часов.

 

3.Целеполагание

Ведущий 1. 

Приём» Волшебный конверт» поможет нам сформировать цель нашей деловой игры. Предлагаем вам прочитать определения и назвать одним словом. Ответы записать на листке. 2 мин

 

Приём» Волшебный конверт»

Цель:  через раскрытие основных понятийподвести участников к формулированию цели игры.

Участникам предлагается прочитать определения и назвать одним словом. Пишут ответ на листке.

1.Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой–нибудь области. (Компетентный)

2. Наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. (Компетентность)

3.Урок, соответствующий времени; учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. (Современный)

 -Проверим, что у вас получилось. Таким образом, мы пришли к выводу, что компетентный учитель – это знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области.

 

Ведущий 2.

У нас получилась логическая цепочка: компетентность-компетентный учитель - современный урок.

 

Ведущий 1.

В наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать партнера, уважающую свое и

чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

Ведущий 2.

Для этого с детьми должен работать компетентный учитель.

Рассмотреть ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога - одна из главных задач нашей встречи.

4.Работа по теме

Ведущий 1.

Итак, мы с вами дали определение понятию» компетентность». Давайте вспомним основные виды компетентности.  

(Информационная компетенция, гражданская компетенция, коммуникативная компетенция, проблемная компетенция, самообразовательная компетенция.)

 

Ведущий 2.

Задания для групп: раскрыть сущность данных компетенций при помощи приёма» Открытый микрофон». Группа готовит краткое сообщение по предложенной компетенции и излагает её сущность.

 

В 1.

1группа» Информационная компетенция»,» Гражданская компетенция»

2 группа» Коммуникативная компетенция»

3 группа» Проблемная компетенция»

4 группа» Самообразовательная компетенция»

 

Информационная компетенция формируется при помощи реальных объ-

ектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) и выражается в умении искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, которой наполнены учебные предметы и окружающий мир.

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

 интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

 делать аргументированные выводы;

 использовать полученную информацию при планировании и реализации

своей деятельности в той или иной ситуации;

 представлять ее в различных формах и на различных носителях.

 

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,

способов взаимодействия с окружающими людьми и реагирования на происходящие события, навыки работы в коллективе, владение разными социальными ролями в коллективе. Учитель должен уметь представить себя и вести дискуссию на любом уровне.

Коммуникативная компетенция выражается в умениях:

 вступать в контакт с различными собеседниками (по возрасту, социальному статусу, степени близости и знакомства), учитывая их особенности;

 соблюдать нормы и правила общения, организовывать процесс коммуникации в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

 слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению;

 высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

 грамотно разрешать конфликты, возникающие в ходе общения;

 при необходимости изменять свое речевое поведение;

 оценивать успешность ситуации общения;

 корректно завершать ситуацию общения.

 

Проблемная (познавательная) компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Учитель овладевает приемами действий

в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Проблемная (познавательная) компетенция выражается в умениях самостоятельно:

 формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач;

 находить альтернативные пути и средства решения задач;

 реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

 оценивать степень разрешённости проблемы и достигнутого продвижения.

 

Самообразовательная (смысловая) компетенция связана с ценностными

представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий

мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях различной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория учителя.

Самообразовательная (смысловая) компетенция выражается:

 в готовности к непрерывному саморазвитию, профессиональному и личностному росту;

 в умении конструктивно выходить из кризисных этапов развития.

 

Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. В него входят особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека.

Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция выражается в готовности человека адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и т. д.

 

Ведущий 1. Данные компетенции могут реализовываться в следующих случаях:

Участники рассматривают таблицу» Реализация ключевых компетенций педагога в процессе обучения и воспитания на 1 ступени».

Но, всё же, все перечисленные компетенции могут концентрироваться в такой форме как урок.  

 Ведущий 2.  

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок - прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, который стоит перед учителем.

 Ведущий 1.

Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

 Ведущий 2.

Задание для групп: предлагаю определить одно из важных условий современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). Результативность, комфорт, творчество.

 Ведущий 1.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

 Ведущий 2.

А что значит» комфортный урок» для вас? Предлагаю поиграть в игру» Ассоциация». Вам необходимо подобрать ассоциации к словосочетанию» современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове» комфорт».

 

Игра “Ассоциация”

Цель: активизировать мыслительскую деятельность участников, актуализировать словарный запас по теме» современный урок».

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Ведущий 1.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.Одно из требований современного урока – включение детей в совместное целеполагание.

 

Ведущий 2. 5 мин

Задание для групп:обыграть ситуацию включения учащихся в совместное целеполагание на уроках:

1 группа» изобразительное искусство»

2 группа» математика»

3 группа» литературное чтение»

4 группа» русский язык»

  Ведущий 1.

Учителя средних и старших классов считают, что от того, какой учитель учит детей в младших классах, зависит, каким станет ученик в дальнейшем. Так ли это? (высказывание мнений представителей групп) до 3 мин

 Ведущий 2.

«Учитель – это волшебник», - часто можно слышать от окружающих. И, действительно, часто учителю приходится работать волшебником.

(Звучит куплет из песни» Просто я работаю волшебником» )

 Ведущий 1.

Предлагаем участникам групп разрешить следующие педагогические ситуации: до 5 мин

1-й группе: рассмотреть рисунок: на уроке математики мальчик не слушал объяснения учителя, а мечтал о своём. Как вернуть его на урок? (высказываются)

 

Игра» Волшебники»

Цель игр: сформулировать приёмы и методы при формировании ключевых компетенций учителей в рамках современного урока.

 

Ведущий 2.

2 –й группе: предлагаем» положить» домашнее задание в портфель, но такое, которое хотелось бы выполнить учащимся.

Игра» Портфель» (высказываются)

 

Ведущий 1.

Для участником 3 –й и 4 –й  групп предлагаем игру» Алло, мы ищем таланты!»

 

Игра» Алло, мы ищем таланты!»

Ситуация такова: урок изобразительного искусства проходил в конце учебного дня. До него в расписании были уроки литературного чтения, математики. Дети плохо читали, не смогли решить задачу. Каким образом построить урок ИЗО так, чтобы решить и эти проблемы к следующим урокам математики и литературного чтения? (высказываются) (нужно создать ситуацию успеха)

 

Ведущий 2.

Ни одна деловая игра не проходит без такой формы работы как» мозговой штурм».

Цель нашего штурма: определить значимые качества, составляющие профессиональную компетентность учителя.

 

Ведущий 1.

Каждой группе  необходимо  выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причём пять из них – личные качества, пять – профессиональные.

Оформление:  на ватмане на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядам записать 10 качеств.

Демонстрация работ: группа выходит и защищает свой проект.

 

Ведущий 2.   

ТЕСТ» Стандартный – нестандартный учитель» поможет определить, какие качества вам нравятся или не нравятся в учениках. Отметьте знаком» +» те качества, которые вам нравятся, а знаком» -» то, что вам не нравятся:

Цель теста: саморефлексия.

1. Дисциплинированный.

2. Организованный.

3. Неровно успевающий.

4.Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении,

непонятный.

7. Умеющий поддерживать общее дело.

8. Стабильно успевающий.

9. Занятый своими делами.

10.Быстро,» на лету» схватывающий.

11.Не умеющий общаться, конфликтный.

12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.

13. Приятный в общении.

14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.

16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.

 

Ведущий 1.

А теперь займёмся подсчётом. Подсчитайте количество + на четных номерах, потом на нечетных. Если» четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Не волнуйтесь, каждый из вас может раскрыться и достичь высот, реализоваться.

5. Подведение итогов

Ведущий 2.

Проанализировав роль педагога в образовательном процессе  

и основные компетенции, которыми он должен обладать, просим вас передать» импульс» (красный мяч) соседу и высказать, что же входит в обязанности учителя.

Участники передают» импульс» (красный мяч) и высказываются.

 овладение разнообразными методами и приемами обучения;

 постоянное самообразование;

 корректировка учебных занятий в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами;

 проведение разнообразных по форме и информационному наполнению внеклассных мероприятий;

 умение организовывать коллектив;

 воспитание каждого учащегося полноценной личностью;

 стремление развивать творческий потенциал школьников;

 умение находить подход к каждому ученику;

 оказание помощи каждому ученику;

 воспитание у школьника адекватной самооценки;

 умение адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию;

 умение доступно и грамотно излагать учебный материал;

 грамотное руководство исследовательской деятельностью;

 умение заинтересовывать своим предметом.

  1. Рефлексия  

Ведущий 2.

Пускай вас не покидает надежда,вера и любовь. Коллективно, все вместе мы сможем добиться своей цели. Пусть все ваши творческие начинания освещает лучик света. Просмотр  мультфильма» Лучик света»

Ведущий 1.

Давайте вернёмся к нашей цели игры: сформировать методы и приёмы работы с кадрами при формировании профессиональной компетенции учителей начальных классов в рамках современного урока. Тех участников, чьи ожидания оправдались в течение деловой игры, прошу переместить свои стикеры в нижнюю часть песочных часов.

Ведущий 2.

Наша игра подошла к концу. Тем не менее, наш путь- путь учителя - ещё не закончен, мы с вами в движении, в постоянном поиске. Это движение и поиск, достижение новых целей открывают новые горизонты. Желаем вам двигаться всегда вперёд, удачи на педагогическом и жизненном пути. Большое спасибо всем участникам! 

Разделы сайта