Разделы сайта

Главная

Мастер-класс

Мастер-класс «От исследовательских навыков к исследовательской компетенции»

Подготовила учитель ГУО "Ушачская средняя школа" Шарипо Наталья Анатольевна

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.А. Тимирязев

 

Цель: повышение профессиональной компетентности участников мастер-класса по развитию творческих способностей  учащихся посредством использование проектно-исследовательской  деятельности.

Задачи:

- актуализировать проблему внедрения проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе  с учащимися.

- формировать представления о правильной организации проектно-исследовательской деятельности;

- создать условия для самореализации и творческой активности участников мастер-класса.

 

Ход проведения:

1. Организационный этап

Цель: организация внимания аудитории, установление контакта между участниками мастер-класса, мотивация на работу.

— Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнце и птицы!
Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И, каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

Игорь Романов

         — Добрый день, уважаемые коллеги! Какие это всё-таки прекрасные слова: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Когда их слышишь, да ещё при этом замечаешь улыбку на лице говорящего, то на душе сразу становится радостнее.                                                                                  

В течение жизни мы решаем множество проблем. И если каждую, отдельно решённую проблему рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мы получим целую корзину — огромный красивый букет.  Каким ему быть — зависит от каждого из нас.

Предлагаю сегодня взять из корзины одну проблему, один бутон. Интересно, сможем ли мы сегодня помочь этому цветку распуститься? Назовём его — цветком детства.

Мастер – класс будет по теме «Развитие творческих способностей учащихся I ступени общего среднего образования через проектно-исследовательскую деятельность».

Игра «Да — нет» (эмоциональный настрой на работу)

Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». 

—  Скажите громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да)

Метод «Цветик — семицветик»

Теперь предлагаю выбрать каждой группе по два лепестка от цветика-семицветика.  На протяжение нашей работы с вами прошу выразить Ваше отношение  к тому,  что Вы услышите и увидите или поделитесь своими впечатлениями.

 

2. Познавательный этап

Цель: усвоение участниками мастер-класса предлагаемого материала.

( 2 минуты , трансляция на слайдах)

—Задача современной системы образования – формирование не просто умения, а компетенции. Ученик должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, быть коммуникабельным, креативным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Приоритетом в образовании становится переориентация на деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и компетенциями.

Деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Решение этой задачи возможно лишь при условии использования современных образовательных технологий, методов и приёмов.         Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов.                                   Главная идея метода проектов: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.                                          

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.                                                                         

Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет отойти от авторитарности; ориентирует на самостоятельную работу в сочетании с групповой; позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения; внедрение компьютерных технологий. Вместе с тем повышается качество обучения.                                                                          

Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»  Поэтому в работе с учениками своего класса придерживаюсь следующих принципов:

- создание условий для развития воображения;

- уважительное отношение к любой мысли учащегося;

- развитие чувства уверенности в своих способностях.               

Начинаю работу по развитию творческих способностей у учеников с первых дней обучения в школе. Но наиболее ярко ребята раскрываются к 4 классу. Они с удовольствием создают проекты, занимаются исследовательской деятельностью, где передают своё эмоциональное состояние, учатся видеть окружающий мир в красках.

Следует сказать, что детское творчество безгранично. Оно всегда восхищает, удивляет, заставляет радоваться или даже печалиться. Но самое главное, я считаю, даёт возможность самовыражения, самоутверждения для ребёнка, не зависимо от его умственных способностей, а тем самым формирует здоровую личность.  

Вот уже на протяжении двух месяцев мои ученики работают над проектом по теме «В мире незнакомых слов». Почему возникла эта работа? С первых дней знакомства с произведениями на уроках русского литературного чтения, в очередной раз дети столкнулись с огромным количеством незнакомых слов. Тогда ученики выразили желание узнать больше про жизнь незнакомых слов. Они узнали, что незнакомые слова делятся на три группы: архаизмы, историзмы и неологизмы. Предлагаю Вам всем стать учениками четвёртого класса и провести исследовательскую работу по теме проекта «В мире незнакомых слов». Работать Вы будете по тексту Л.Петрушевской «Пуськи Бятые», проведя исследование по трём типам проектов: проект-исследование, информационно-аналитический проект и творческий проект.  (Приложение 1)   Группе «Исследователи» -  предлагаю изложить сказку на русском языке.

Группе «Аналитики» - составить раскадровку произведения.

Группе «Трансляторы»инсценировать произведение.

Каждой группе отводится 5 минут на создание проектов и до трёх минут на презентацию.

(во время работы звучит спокойная музыка)

Презентация проектов

3. Представление проектно-исследовательской работы учащихся по теме «В мире незнакомых слов»

Цель: познакомить участников мастер-класса с разными типами проектов

А сейчас, предлагаю Вашему вниманию презентацию проектов моих учеников по теме «В мире незнакомых слова». (Приложение 2)

Посмотрите, как незаметно распустился наш цветок — детства, благодаря нашей совместной работе.

4. Рефлексия

Цель: осознание результатов работы, эмоциональное восприятие сделанного.

Метод «Цветик — семицветик»

Уважаемые коллеги, предлагаю собрать из лепестков цветик-семицветик. Мне достался жёлтый лепесток. Для меня жёлтый цвет — цвет солнца, а значит символ радости, тепла и улыбки. Считаю, что мы успешно поработали и получили хороший результат. Ведь с самых первых минут нашей встречи мы попытались создать атмосферу доброжелательности, сотворчества. Ведь мы улыбнулись друг другу. Только в наших руках, руках учителей, та сила, которая поможет каждому ребёнку найти путь к творчеству и успеху. (высказывание участников мастер-класса)

И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить слова В. Ключевского:   «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь,  и любить тех, кому преподаёшь»

 

 

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

«Пуськи Бятые»

Людмила Петрушевкая

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Кулуша волит Калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

 

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

(Дети заходят с приветственными словами)

— Здравия Вам, люди добрые!

— Гой еси, добры молодцы и красны девицы!

—Как уже все догадались, мы отправимся в мир незнакомых слов.  Каждая группа провела исследование и, пришло время представить результат  своей работы. Слово предоставляется первой группе.

— В начале учебного года на уроках литературного чтения мы знакомились с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них находились в учебнике, но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Произведения мы читали, держа карандаш в руке, а потом выясняли значение непонятных слов у нашей учительницы, а теперь стали обращаться к толковым словарям, к родителям. Обращаемся к Интернету.                                                                                                Чтобы правильно понять текст многих произведений, необходимо знать значения устаревших слов, и слов, употребляющихся сейчас в других значениях, и новых слов, с которыми мы еще не встречались.

Решили узнать, как называются эти слова.  Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.  Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, которые в процессе развития языка заменили синонимы.  Например, выражение «устная речь» произошло от слова «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы. Выражение осталось, а слово заменили синонимом.

Историзмы – это слова или словосочетания, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1км 6метрам и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.

А ещё есть слова неологизмы – слова, которые появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, явлений, понятий.      Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, поводья».                                                                    Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно. Находили и выписывали из словарей значения этих слов.

А ещё мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации. Вот некоторые непонятные слова в картинках. (презентация словаря в картинках)

— Молодцы! Спасибо вам и родителям за проделанную работу. Теперь о своей работе расскажет вторая группа.

А нам стало интересно, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы выдвинули гипотезу: в литературных произведениях часто встречаются непонятные слова и чаще всего с этим сталкиваются учащиеся младших классов? Чтобы подтвердить нашу гипотезу мы обратились к учащимся нашей школы с тремя вопросами:

1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?

2. Считаете ли вы необходимым знать значения непонятных слов?

3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?

На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 10-11 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.

На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.

На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.

Результаты анкетирования подтвердили нашу гипотезу о том, что в литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики начальных классов.

С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – нашим учителям и родителям. Оказывается, и им в книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов. — Спасибо за проделанную работу и презентацию своего труда. Сейчас слово третьей группе.

— Пословицы, легенды, былины – помогают нашему знакомству с обычаями, укладом жизни в прошлом, а значит обогащают наши знания. А ещё больше способствуют этому сказки. Одна из самых популярных народных сказок является «Колобок». Сюжет её несложен, знаком и известен любому дошкольнику. Но, мы нашли сказку «Колобок» с неологизмами. Решили соединить эти сказки в одну и предлагаем посмотреть и послушать то, что у нас получилось.

— Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить колобок.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон.

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волка, не хитро уйти!

И курсирует себе дальше.

А тут в оппозиции  к нему формируется Медведь. Экстроординарный индивидум неурбанизированных территорий.

- В какой тенденции курсируешь? А Колобок и реагирует себе натурально:

- Я реквизирован, как таковой, из экстримального минимума муки и сфабрикован как сфера гастрономических интересов. Я от дедки дистанцинировал, и от бабки дистанцинировал.  и от  зайца дистанцинировал, и от Волка дистанцинировал, а от тебя  Медведь я подавно регрессирую на максимальную дистанцию.

И курсирует себе дальше. А тут такой инцидент и казус. В оппозиции к нему Лиса  формируется. Неординарный обсорбент и аматор гастрономических колобков.

- Куда же ты курсируешь самый оптимальный из всех оптимальнейших колобков?

А Колобок и реагирует себе натурально:

- Я реквизирован, как таковой, из экстримального минимума муки и сфабрикован как сфера гастрономических интересов. Я дистанцинировал от деда,  бабки, зайца, Волка,  Медведя. А от тебя Лиса  подавно регрессирую .

А Лиса ему и пастулирует:

- А дислацируйся  оптимальнийший из   оптимальнийших Колобков в опраксимации. А то ведь  совсем не оптимальна моя идиальная прифекция.

Колобок дислацировался в апроксимации и дикларировал интеративно.   «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык.  Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! И скушала.

Работая над нашим вопросом, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.      Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит лучше понять окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Мы продолжим создавать «Толковый словарь незнакомых слов» в электронном варианте. Надеемся, что им смогут воспользоваться ученики нашей школы, которые придут в четвёртый класс.