Сбалансированное питание - это эффективный способ укрепления здоровья, защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды.
Правильно организованное рациональное питание способствует росту обучающихся, удовлетворению организма ребенка в необходимых веществах: белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах и энергетической ценности.
Иногда родители жалуются, что питание в учреждениях образования – оставляет желать лучшего. Ни для кого не секрет, что есть дети, которые игнорируют рыбу, каши, творожные запеканки, салаты и в лучшем случае может съесть кусок хлеба или батон. Другие живо радуются только конфетам. Остальная еда их в принципе не интересует.
Попробуем разобраться, почему дети выборочно подходят к блюдам в учреждении образования и как можно исправить ситуацию.
Привычка большое дело.
- Как правило, ребенок с удовольствием ест в компании других детей. Из предлагаемого ассортимента в учреждении (как и дома) он может отказаться употреблять одно-два блюда, например, салат из свеклы или рассольник, но это индивидуальные особенности: ведь и среди нас большинства взрослых, отдающих приоритеты разным блюдам, можно найти тех, кто не ест свеклы или не пьет кипячёного молока. Иногда ребенок жалуется родителям, что еда в саду или школе невкусная, и категорически отказывается есть. В этом случае следует предложить родителям пересмотреть свое отношение к приготовлению пищи дома. В учреждениях образования блюда исключительно запеченные, вареные, тушеные или приготовленные на пару. А для многих детей домашняя еда - это много сладостей, острых приправ в блюдах, жареные, копченые и консервированные продукты, что не рекомендовано для здорового питания детей. Итак, если ребенок в учреждении образования отказывается, есть, значит, запах и вкус предлагаемых блюд значительно отличаются от домашних. Дома мама кладет больше масла в кашу, делает вкусную поджарку или добавляет больше сахара в творог. Нормы питания в учреждениях образования предполагают четкую сбалансированность ингредиентов. Дети не понимают, что значит «полезно», и для них мамин бутерброд с сыром и колбасой кажется намного вкуснее, чем овощной суп. Но в саду и в школе им приходится, есть то, что полезно. Питаясь в учреждении образования, будь то ясли – сад или школа, ребенок всегда получает сбалансированную пищу с оптимальным содержанием витаминов и микроэлементов. Вкус блюд дома и в саду различается: пища имеет вкус и запах ингредиентов, из которых приготовлена, а не приправ, зажарок и усилителей вкуса. Продукты проходят оптимальную термическую обработку для сохранения всех своих полезных свойств. Дети никогда не получают жареной, соленой, кислой или пряной пищи. И если малыш привыкнет к меню, которое ему предлагают в саду и в школе, то у него сформируются правильные вкусовые пристрастия, которые позволят придерживаться принципов правильного питания в будущем.
Питание детей в учреждениях дошкольного и общего среднего образования осуществляется на основе норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь» и примерных двухнедельных рационов. Ежедневно в учреждениях образования составляется меню-требование дневного (суточного) рациона, которое утверждается руководителем. Примерные двухнедельные рационы разрабатываются с учетом сезонности (лето- осень, зима-весна), рекомендуемого объема (массы) блюд и утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, детей школьного возраста, сборников рецептур блюд диетического питания. Основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня должны осуществляться через 3,5-4 часа. В рацион ребенка ежедневно должны входить такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо, хлеб, крупы, овощи, свежие фрукты или соки (нектары), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2-3 раза в неделю.
С целью исключения из рационов питания невостребованных учащимися блюд в учреждениях общего среднего образования района в ноябре 2017 года проведено электронное анкетирование учащихся с 5 по 11 классы, в нем приняли участие 552 школьника. Результаты анкетирования показали, что дети отдают предпочтение вторым блюдам, фруктам, напиткам. Менее всего отдается предпочтение кисломолочным напиткам. 59,1% процента учащихся указали, что объем порций достаточный, 29,3% процента участвующих в анкетировании указали, что этого объема более чем достаточно. Учащиеся хотели бы разнообразить ассортимент предлагаемых блюд. На вопрос, какие блюда хотели бы учащиеся видеть в столовой, ответы были не однозначные и затрудняющиеся в какой-то классификации. В основном предлагалось включить в рацион суши, кофе, кондитерские изделия. Данные блюда не относятся к здоровому питанию, и включить их в рацион питания школьников не представляется возможным.
На базе ГУО «Ушачская средняя школа» обучается больше половины учащихся района, а это 825 детей. Для 99,8% учащихся школы организовано горячее питание. В учреждении функционирует буфет, где всегда учащиеся школы могут приобрести фрукты, выпечку, кисломолочную продукцию. Ассортимент продукции школьного буфета согласован с районным центром гигиены и эпидемиологии.
Общей задачей учреждений образования района является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это всегда останется приоритетным направлением деятельности. Главное для всех нас чтобы наши дети были здоровы.
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок - успешный ребёнок - удовлетворённый родитель.
разгарнуць » / « згарнуць