Хотите раствориться в природном омуте красоты и первозданности –тогда милости просим в небольшое путешествие к озеру Вечелье.
Как добраться: путь к этому озеру можно совершить двумя способами. Первый способ пройти весь маршрут пешком (если проживаете недалеко от озера), а второй – на автомобиле. Около озера есть стоянка для автомобилей.
Возраст детей: 4-7 лет
Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца, фотоаппарат или мобильный телефон, одноразовые стаканчики и ложку для опыта, бинокль.
Цель: Знакомство детей с понятием – озеро (водоём). Познакомить ребенка с разными природными водоемами (река, озеро, ручей и т.д.). Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, правильного отношения к окружающей среде, животному, растительному, водному миру.
Спросите ребенка, куда вы приехали?
Что такое озеро?
Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Состоит оно из озерной чаши или ложа, заполненного водой до края. Этот водоем не соединяется с морем и океаном.
Типы озер:
Как правило, озера бывают естественные и искусственные. В первом случае они образуются природным путем, в то время как искусственные озера – создание человека. Положение воды в озере может быть наземным и подземным.
Обратите внимание ребенка на то, что каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.
- Полезная информация об объекте:
Дайте детям знание о том, что озеро Вечелье находится в Ушачском районе Витебской обл., между деревнями Городок, Ковалевщина и Липовец. «Озеро Вечелье» девятое по глубине озеро Белоруссии и второе по глубине среди озер Ушачского района. Местность преимущественно равнинная, местами холмистая, большей частью заросшая лесом и кустарником, местами болотистая. Окрестные леса богаты земляникой, брусникой, черникой и грибами. Повсеместно заросли лесом и кустарником, мелководье песчаное, очень узкое. В озеро Вечелье впадают 4 ручья . В озере обитают сиг, снеток, щука, лещ, плотва, красноперка, окунь и др. рыба.
Озеро Вечелье находится в черте поселка, любимое место отдыха ушачан в летний период, а так же на озере каждый год проводятся выступления воднолыжников.
Расскажите ребенку о том, что во время ВОВ на озере Вечелье, существовал зимний партизанский аэродром. В 1944 году советские летчики через этот аэродром эвакуировали в тыл детей из Полоцкого детского дома. Данная операция известна под названием «Звездочка». В ходе ее отличился летчик Александр Мамкин (названа улица в г.п. Ушачи его именем).
Озеро входит в курортную зону г.п. Ушачи. Возле озера находится санаторий "Лесные озера".
Подходя к озеру можно рассказать по пути несколько стихотворений об озере, загадок для того, чтобы ваш ребенок оказался в мире таинственном и интересном. Пусть этот мир будет ваш и вашего ребенка.
Обратите внимание на берега и растительность, которая окружает это озеро. Если подойти к озеру поближе, то сразу видно, что по берегам растут ольха и ива, а вдоль кромки воды - тростник, камыш. Чуть дальше, по поверхности озера заметны кубышка жёлтая, горец земноводный. Озеро служит домом, защитой, и питанием для множества птиц, насекомых, растительности и рыб. Это малый мир в большом мире природы.
Рассматривая растительность деревья, кусты, траву помните о том, что, наблюдая за природой вы лишь гость. Предложите ребенку рассмотреть травинки у воды с точки «великана», он обязательно удивится. Маленький кустик может быть домом для маленького мотылька, причудливый ствол дерева быть жилищем для какого- то зверя. Наблюдая за деревьями, насекомыми, рыбами, птицами обращайте внимание на ствол, крону, форму листьев, цвет. Обратите внимание на цвет природы (защитный «камуфляж»).
Важно для ребенка и ваше присутствие рядом с ним. Наблюдая мир природы, обратите внимание на красоту, растения, животных, птиц. Прогуливаясь по берегу озера, слушайте с детьми звуки природы: шум воды, крики чаек.
Загадайте детям загадки:
Глядятся расцветки в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
Со дна озера, реки
Как веревки, стебельки.
Над водою стебелек,
Превращается в цветок.
И горит он летним днем
Желтым пламенным огнем.
А цветы назвали люди,
Наподобие посуды.
Как в шкафу из глины крынки,
Те цветочки звать ...( кувшинки или кубышки)
Вот такая закаленная и под снегом – вся зеленая (ель)
Нога в землю, голова на воздухе, туловище в воде (тростник)
2.Можно поиграть с ребенком в игры
- «1.2,3 – к дереву беги»
Задачи: Закреплять знания детей о деревьях, которые
растут около озера; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровые правила: подбегать к дереву можно только по сигналу
водящего: «Раз, два, три к дереву – беги!»
2«Найди по описанию»,
Задачи: Воспитывать умение находить предмет по его
наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.
Игровые действия:
– поиск предметов по описанию взрослого
– поиск предметов по описанию ребенка
3. Экосистема озера
Обратите внимание ребенка на растения, животных и насекомых, которые обитают в пресных водоемах. Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. Если рассмотреть срез стеблей тростника, камыша, рогоза, то можно увидеть воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений. Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений.
У кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.
В зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями – пищевые. Вот водомерки стремительно бегут по поверхности воды, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка.
4.Предложите ребенку опытно-экспериментальную деятельность.
Цель опыта: познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).
Оборудование:
Оборудование: 2 стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с «грязью».
Ход эксперимента: Перед началом эксперимента расскажите ребенку занимательную сказку. (Сказка «Маленькое озеро).
Сказка «Маленькое озеро»
“Жило-было одно маленькое озеро. Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые. Поэтому озеро называли Чистым.
Вокруг озера рос камыши – высокие, стройные, красивые. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы. Одна из них была очень весёлая и озорная.
Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птицы – лебеди. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.
Глубоко на дне озера жил старый сом. Он был очень большой и умный. Он всё знал. Озорные жители – рыбки, лебеди, стрекозы – уважали его.
Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.
Но вот однажды пришли к озеру нехорошие люди. Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили, что Чистое озеро теперь принадлежит им. Они построили на берегу озера огромный дом. В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в Чистое озеро стекала грязь чёрная – чёрная.
Маленькое Чистое озеро заболело оно стало совсем чёрным. Думали-гадали друзья озера: что же делать, ведь злые люди совсем погубят его. Рассердился старый сом на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в озеро. Поняли все обитатели озера, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.
Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут озеру. И, правда, нашлись такие люди. Их сердца были открыты, пришли на помощь. Лебеди, стрекозы, сом, солнышко и добрые люди долго чистили озеро. Трудная была эта работа, но все вместе справились.
Стало маленькое озеро опять чистым. Друзья заботились о нём. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились об озере, оберегали его и любили все вокруг”.
Вот такая была история. Скажите, пожалуйста, почему маленькое озеро называли Чистым? Кто жил в глубине озера? Кто прилетал на озеро каждую весну? Что сделали злые люди? Кто помог озеру? А если бы вы услышали зов о помощи, помогли бы вы озеру? Часто ли вы выезжаете со своими родителями на природу? Давайте вспомним с вами как нужно вести себя на природе.
Вывод. Не бросать мусор, перед отъездом костёр потушить, мусор закопать, пластиковые пакеты и бутылки забрать с собой, потому что природа не сможет их переработать.
Ход эксперимента:
Экспериментальная деятельность тоже будет помогать Вашему ребенку в познании этого мира. Прозрачная вода, мутная. Какая вода лучше для водного мира, чистая или грязная? Почему?
Взять воды из водоема и посмотреть на нее. (она чистая) а если в нее добавить земли, то она становится грязной. Могут ли рыбы, растения в ней жить. Нет. (вывод нельзя загрязнять водоемы и природу).
Правильно. А как думает, ваш ребенок, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни сома, лебедя, стрекозы? Озеро. Правильно. Этот дом называется озером.
5. Предложите ребенку посетить дендропарк, который находится недалеко от озера.
Обратите внимание на разнообразие деревьев и кустарников, собранных в одном месте.
6.Совместная продуктивная деятельность.
Рисование восковыми мелками: Загадочное озеро.
Цель: Знакомство ребенка с техникой рисунка восковыми мелками. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.
Оборудование: плотная белая бумага, цветные карандаши, восковые мелки.
Предложите ребенку нарисовать деревья, кусты, птиц, озеро. Словом, все то что, ему понравится на природе. Это может быть совместный рисунок вас и вашего ребенка. Например, дерево рисуете вы, а ваш ребенок озеро. Пусть этот рисунок украшает ваш дом. Напоминая о путешествии к озеру.
Приятного путешествия!
разгарнуць » / « згарнуць