Для осуществления системного комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональных замещающих семей необходимо наладить взаимодействие специалистов по охране детства со специалистами социально-педагогических центров (далее - СПЦ) и социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (далее -СППС) для получения актуальной информации о каждом ребенке, который воспитывается вне родной семьи.
Этапы и принципы
социально-педагогического сопровождения приемной семьи
- Подготовка ребенка и кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели к созданию приемных семей, детских домов семейного типа.
- Устройство ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа.
- Мониторинг приемных семей, детских домов семейного типа.
- Социально-педагогическая и психологическая помощь приемной семье, детскому дому семейного типа.
Все этапы социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и обусловленность заключается в том, что отсутствие какого-либо из этапов может определить и повлечь снижение эффективности социально-педагогического сопровождения в целом. Отсутствие или некачественная организация начального этапа социально-педагогического сопровождения, заключающегося в выборе и подготовке кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и подготовке ребенка к помещению в приемную семью, детский дом семейного типа может вызвать ряд негативных последствий в процессе функционирования приемной семьи, и как крайний случай, обусловить распад приемной семьи, детского дома семейного типа и передачу ребенка на воспитание в интернатное учреждение.
Деятельность специалистов по социально-педагогическому сопровождению приемной семьи, детского дома семейного типа должна опираться на важнейшие принципы.
Принцип защиты – предполагает защиту прав ребенка и защиту прав профессиональной замещающей семьи в ходе ее социально-педагогического сопровождения.
Принцип помощи – социально-педагогическое сопровождение должно быть направлено на оказание помощи и поддержки ребенку и приемным родителям, родителям воспитателям на этапах подготовки, создания и жизнедеятельности профессиональной замещающей семьи.
Принцип взаимодействия – социально-педагогическое сопровождение должно носить межведомственный характер. Это предполагает взаимодействие служб, учреждений систем образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и других заинтересованных.
Принцип индивидуального подхода – каждая профессиональная замещающая семья обладает своими собственными характеристиками, параметрами, что требует подбора индивидуальных форм, методов работы с каждой профессиональной замещающей семьей.
Принцип конфиденциальности – предусматривает взаимодействие с ребенком, профессиональной замещающей семьей на конфиденциальной основе. Вхождение (вмешательство) специалиста в семью должно быть четко обосновано и мотивировано.
Функции отдела по образованию горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа
- Выявление и учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве в семью.
- Осуществление организационных мер по созданию на сайтах отделов по образованию горрайисполкомов, социально-педагогических центров, учреждений общего среднего образования специальной рубрики, посвященной вопросам организации профессиональной замещающей семьи, патронатного воспитания детей-сирот, социальной рекламе услуг, осуществляемых специалистами учреждений семьям и детям.
- Прогнозирование вакансий приемных родителей, родителей-воспитателей с учетом потребности детей района(города), нуждающихся в устройстве в семьи.
- Подбор приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав.
- Организация и проведение конкурса на должность родителей-воспитателей детского дома семейного типа.
- Организация для кандидатов в приемные родители, родители воспитатели обучающих курсов по их подготовке к выполнению должностных обязанностей приемных родителей и родителей-воспитателей.
- Организация консультаций для лиц, желающих выполнять обязанности приемных родителей, родителей-воспитателей.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Проведение обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа.
- Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в профессиональную замещающую семью.
- Подготовка проекта решения о назначении ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, детские дома семейного типа.
- Оказание приемной семье, детскому дому семейного типа необходимой помощи, оказание содействия в создании соответствующих условий жизни и воспитания детей.
- Осуществление контроля за исполнением приемными родителями, родителями-воспитателями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).
Примечание:
Данный контроль, помимо посещений приемной семьи на дому с составлением актов обследования условий жизни и воспитания подопечного, может осуществляться в следующих формах: беседы с педагогами и лечащими врачами детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, наблюдения педагога социального и педагога-психолога, анкетирование, проверка классных журналов, медицинских карт ребенка (детей) и иной документации. В соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей при необходимости отдел по образованию может не информировать приемных родителей, родителей-воспитателей о дате и времени осуществления контроля.
- Осуществление организационных мер по предоставлению приемной семье психологической, педагогической помощи и социально-педагогической поддержки специалистами социально-педагогической и психологической службы и педагогами учреждениями образования, социально-педагогического центра.
- Организация методической работы с приемными родителями, родителями-воспитателями детских домов семейного типа.
Примечание:
Методическая работа заключается в следующем: анализ педагогической, психологической, научной литературы по проблемам приемных семей, издание публицистических, справочных методических материалов для приемных родителей, родителей-воспитателей по вопросам воспитания, развития, особенностям поведения детей в приемных семьях (изложение информации должно быть достоверным и грамотным); накопление раздаточного материала для приемных родителей (рекомендации, буклеты)
- Оценка труда приемных родителей.
Примечание:
Оценка труда может осуществляться в форме творческого отчета приемной семьи, детского дома семейного типа о работе; отчета о выполнении плана развитии семьи на совещании при начальнике отдела по образованию (например, отчет приемных родителей выпускников 9-х и 11-х классов о дальнейшем жизнеустройстве детей). Также оценивается качественное ведение документации приемного родителя, родителя-воспитателя (ведение книги жизни ребенка).
- Организация отпускной кампании приемных родителей, родителей-воспитателей и оздоровительной кампании воспитанников.
- Подготовка проекта решения органа опеки и попечительства о возможности дальнейшего воспитания других приемных детей в приемной семье в случае досрочного расторжения договора об условиях воспитания и содержания детей либо трудового договора.
- Подготовка проекта решения органа опеки и попечительства о продолжении функционирования детского дома семейного типа по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, в случаях изменения состава семьи родителей-воспитателей.
- Подготовка проекта решения органа опеки и попечительства о порядке общения приемного ребенка с родителями и другими родственниками либо об ограничении такого общения.
Документирование деятельности специалистов по охране детства отдела по образованию райисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа
- Приказ отдела по образованию о периодичности посещения семей и проведения обследования условий жизни и воспитания подопечных специалистами по охране детства отдела по образованию социально-педагогического центра, социально-педагогической и психологической службы.
Примечание:
Приказ издаётся с целью исключения хаотичных посещений семьи специалистами.
- Районная (городская) комплексно-целевая программа информирования общественности о возможностях семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (программа обычно составляется на 3 года).
Примечание:
Примерная программа дана в методических рекомендациях Национального центра усыновления «Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа», 2010 год.
- Приказ отдела по образованию о некоторых организационных аспектах работы по дальнейшему созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа и назначении уполномоченной организации.
Примечание:
Образец приказа дан в методических рекомендациях Национального центра усыновления «Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа», 2010 год.
- Положение о методическом объединении (далее - МО) приемных родителей, родителей-воспитателей, план работы МО, список состава МО, анализ работы МО за год.
- Личные дела приемных детей.
- Журнал первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Журнал учета кандидатов в приемные родители.
- Журнал учета кандидатов в родители-воспитатели.
- Журнал учета подопечных.
- Журнал регистрации удостоверений опекунов (попечителей) на право представления интересов подопечных.
- Журнал учета выдачи единых билетов.
- Материалы рассмотрения вопросов по работе с профессиональной замещающей семьей на совете отдела образования ежегодно.
Критерии оценки работы специалистов по охране детства отдела по образованию райисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, ДДСТ
- Динамика социального сиротства в городе (районе).
- Динамика устройства вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональные замещающие семьи.
- Анализ случаев досрочного расторжения трудовых договоров с приемными родителями, родителями-воспитателями.
- Отсутствие письменных и устных обращений приемных родителей.
Функции социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, ДДСТ
- Поиск семей и организация социальной рекламы.
- Подготовка приемных семей посредством организации обучающих курсов для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели.
- Подготовка ребенка к помещению в приемную семью, детский дом семейного типа путем организации психологической и педагогической диагностики приемного ребенка (комплексная диагностика потребностей ребенка включает: состояние здоровья, образование, состояние эмоционально-волевой сферы и поведения, идентичность и контактная сеть) и проведения бесед с ребенком.
Примечание:
В соответствии с возрастом и уровнем понимания приемный ребенок должен знать: почему он помещен в приемную семью и на какой период; каковы его возможности общения с родной семьей; кто будет принимать решения вместо него и для него; как называть приемных родителей; кого и о чем можно просить; кто является членами приемной семьи, родственниками; какие у него обязанности в приемной семье; каковы правила и распорядок жизни его новой семьи; какие существуют семейные традиции.
- Проведение оценки потребностей приемного ребенка.
Примечание:
Форма оценки потребностей приемного ребенка дана в приложении № 27 к Постановлению Минобразования 12.03.2002 № 20. Оценка потребностей приемного ребенка проводится педагогом-психологом СПЦ при выбытии ребенка из детского приюта. В зависимости от возраста и ситуации развития ребенка, его жизненной истории - дети имеют разные потребности.
- Ознакомление приемных родителей с информацией о потребностях ребенка и выдача рекомендаций о формах и методах воспитания.
- Разработка плана развития приемной семьи с учетом потребностей ребенка, запросов приемного родителя и содержания организационной и методической работы с приемными семьями в районе.
Примечание:
План является гибким, при необходимости может быть изменён и дополнен. Процесс разработки плана развития приёмной семьи основан на взаимном обмене информацией. План развития составляется совместно с приёмными родителями и должен быть направлен на выявление и использование сильных сторон семьи, совершенствование компетенций приемных родителей и повышение эффективности работы.
- Анализ выполнения мероприятий плана развития приёмной семьи, детского дома семейного типа.
Примечание:
Анализ осуществляется один раз в полугодие на з педагогическом консилиуме с приглашением приёмных родителей, представителей учреждений и организаций, ответственных за выполнение мероприятий плана. Невыполнение приёмными родителями мероприятий плана – одно из оснований для расторжения договора об условиях содержания и воспитания детей, и, соответственно, - трудового договора.
- Сопровождение приемных семей, детских домов семейного типа.
- Мониторинг положения детей в приемных семьях, детских домах семейного типа.
Документирование деятельности специалистов социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа
- Приказ социально-педагогического центра о некоторых организационных аспектах работы по дальнейшему созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа на основании приказа отдела по образованию.
- Должностные обязанности специалистов, отражающие деятельность с приемными семьями.
- Журнал учета информационно-рекламной деятельности по активизации процесса семейного устройства.
- Журнал учета телефонных консультаций по вопросам создания профессиональной замещающей семьи.
- Наличие информационных материалов о семейных формах устройства.
- Ежегодный анализ выполнения комплексно-целевой программы информирования общественности о возможностях семейного устройства.
- Банки данных о кандидатах в приёмные родители, о приёмных семьях.
- График проведения обучающих курсов кандидатов в приёмные родители.
- Программа подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей.(Приложение 1)
- Личные дела приёмных семей.
- Акты обследования условий жизни и воспитания подопечных.
Примечание:
Форма акта дана в методических рекомендациях Национального центра усыновления от 03.09.2012 «Об организации работы органов управления образованием и учреждений образования по защите прав и законных интересов детей в 2012/2013 учебном году»
12. Данные психодиагностического обследования и рекомендации по результатам обследования приемных детей.
13. Планы развития приемных семей. (Приложение 2)
14. Анализ выполнения планов развития приемных семей.
15. Дневники сопровождения приемных семей. (Приложение 3)
16. Материалы по социально-педагогическому сопровождению приемных семей.
17. Данные мониторинга положения детей в замещающих семьях.
Функции учреждения общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа
- Помощь в адаптации к школе ребенку из приемной семьи.
- Оказание содействия по устройству ребенка в детский оздоровительный лагерь на время каникул.
- Организация экскурсий во внеурочное время.
- Оказание помощи приемной семье в установлении контактов с другими государственными институтами и учреждениями и специалистами, в помощи которых нуждается приемная семья.
- Выяснение жизненной истории ребенка, его жизненных проблем.
- Выявление степени поведенческих проблем ребенка.
- Проведение реабилитационной работы, коррекции поведения.
- Проведение диагностики уровня развития ребенка и степени его отставаний.
- Разработка системы развивающих и коррекционных занятий в соответствии с особыми потребностями в образовании для данного ребенка – индивидуальных или групповых.
- Выработка рекомендаций родителям относительно домашних занятий с ребенком.
- Организация дополнительных занятий по учебным предметам.
- Организация просветительских мероприятий с родителями о проблемах социального сиротства, об особенностях детей, воспитывающихся в приемных семьях.
Документирование деятельности учреждений общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа
- Должностные обязанности специалистов, отражающие деятельность с приемными семьями.
Примечание:
Деятельность по реализации социально-педагогического сопровождения работы с профессиональной замещающей семьей должна подвергаться регулярной оценке со стороны специалистов отдела по образованию или социально-педагогического центра.
- Отражение работы с детьми, воспитывающимися в приемной семье в планах работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования на год, специалистов на четверть, семестр, полугодие, в аналитическом отчете о работе специалистов социально-педагогической и психологической службы за год.
- В школе должно быть сформировано личное дело приемного ребенка, в котором содержатся:
- копия решения рай(гор)исполкома о создании приёмной семьи;
- ежегодная характеристика классного руководителя;
- табель успеваемости приёмного ребёнка;
- план развития приемной семьи (конкретные мероприятия специалистов СППС по сопровождению приемных семей и ДДСТ);
- анализ выполнения плана развития приёмной семьи, детского дома семейного типа за 6 месяцев;
- карта сопровождения приемной семьи, детского дома семейного типа (Приложение 4);
- материалы по социально-педагогическому сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа;
- рекомендации педагога-психолога участникам образовательного процесса по взаимодействию с ребенком из приемной семьи, детского дома семейного типа.
4. Материалы по психолого-педагогическому информированию и просвещению родителей, по семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение 5)
Примечание:
У педагога-психолога должен быть диагностический материал по работе с приемным ребенком.
В соответствии с разделом 16 Кодекса РБ об образовании всем обучающимся гарантирована социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. Приемные родители являются законными представителями ребенка. Согласно ст. 18. Закона о психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет психологическая помощь предоставляется с согласия законных представителей.
В случае если приемный родитель отказывается от проведения диагностических мероприятий и оказания психологической помощи приемному ребенку, педагог-психолог обязан получить от приемного родителя заявление в письменной форме с указанием причины отказа и сообщить о факте отказа специалисту органа опеки и попечительства для решения вопроса о возможности дальнейшего существования приемной семьи.
|
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления (отдела)
образования спорта и туризма
_________________гор(рай)исполкома
«___»________20_______г.
|
План развития приёмной семьи
_________________________________________
на период ________________________________
Цель: обеспечение поступательного развития профессиональной замещающей семьи, детского дома семейного типа через поддержку компетенций замещающего родителя, родителя-воспитателя детского дома и оптимизацию социальных условий развития семьи.
Задачи:
- Обеспечить рост и развитие знаний, умений их применить, а также организационных и личностных характеристик профессионального замещающего родителя.
- Укрепить адекватную профессиональную мотивацию.
- Обеспечить личностное развитие и повышение профессиональной квалификации.
- Активизировать материально-бытовые и хозяйственные функции замещающей семьи.
- Обеспечить поддержку и здоровье детей и родителей.
План утверждается, подписывается родителями, специалистом ведущим данное направление работы.
Конкретные задачи плана определяются спецификой семьи и индивидуальными особенностями ребенка
Ф.И.О., дата рождения приемного ребенка: _________________________________________
Ф.И.О., дата рождения приемного родителя: ________________________________________
Адрес места жительства: _________________________________________________________
Дата создания приемной семьи: ___________________________________________________
Сведения о биологических родителях: ______________________________________________
№ п/п
|
Направления работы
|
Содержание деятельности
|
Ответственные
|
Сроки выполнения
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Материально-техническое обеспечение
|
Обеспечение безопасности и удовлетворение основных жизненных потребностей приёмного ребёнка
Обеспечение возмещения коммунальных расходов
Поиск спонсорской помощи
Обеспечение возмещения средств, затраченных на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, игр и игрушек, книг
|
Приёмный родитель
Бухгалтер отдела образования
Специалист отдела образования
Руководитель отдела образования
Бухгалтер отдела образования
|
|
|
2
|
Методическая работа
|
Участие в работе методических объединений
Своевременное повышение квалификации
Самообразование
Участие в заседаниях клуба
Формирование педагогической культуры родителей
|
Методист отдела образования, социально-педагогический центр
Методист отдела образования
Приёмный родитель
Методист, отдела образования
Социально-педагогический центр
|
|
|
3
|
Педагогическая работа
|
Организация образовательного процесса ребёнка в соответствии с его уровнем развития
Организация помощи в преодолении отставания в учебе (устранение пробелов в знаниях)
Вовлечение ребёнка в систему досуговой деятельности
Приобретение игр и пособий для развития познавательных процессов и повышение общей осведомлённости ребёнка
Консультирование приёмных родителей
Адаптация приёмного ребёнка в школьном коллективе:
|
Приёмный родитель
Учреждение образования
Специалист отдела образования
Педагог-психолог, педагог социальный учреждения образования
Приёмный родитель
Социально-педагогический центр
|
|
|
4
|
Социально-педагогическая поддержка
|
Сопровождение приёмной семьи
Обеспечение приёмной семьи информацией по вопросам воспитания приёмных детей
|
отдел образования, учреждение образования,
социально-педагогический центр
|
|
|
5
|
Правовая работа
|
Организация трудового отпуска приемных родителей.
Организация оздоровления детей.
Регистрация несовершеннолетнего по месту пребывания
Защита жилищных (закрепление жилых помещений; в случае отсутствия жилого помещения (осуществление постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке) и имущественных прав детей (контроль за состоянием и пользованием имущества ребенка);
Консультирование по вопросам прав и обязанностей приёмного родителя, родителя-воспитателя; по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье Содействие в оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.
|
Специалист отдела образования
Специалист по санаторно-курортному лечению поликлиники, специалист по оздоровлению отдела образования
или по месту работы др. членов семьи
Приёмный родитель
|
|
|
6
|
Психологическая помощь
|
Сопровождение и психологическая поддержка приёмной семьи
Психологическое просвещение приёмных родителей
Оказание консультативной помощи ребенку по вопросам эмоциональных, поведенческих и др. психологических трудностей;
Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;
Помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей осознании своего опыта, который оказывает негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка; Содействие пониманию родителями потребностей ребёнка;
Развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком
Индивидуальная работа педагога-психолога с ребёнком
Изучение уровня развития и способностей приёмных детей
Разработка рекомендаций для родителей по формированию благоприятного микроклимата в семье
Коррекция особенностей поведенческой сферы ребёнка
Помощь ребёнку в преодолении негативных последствий прошлого опыта (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении); личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей)
Психологическая поддержка приемных родителей; помощь в разрешении семейных конфликтов и др.
|
Специалисты социально-педагогической и психологической службы,
Специалисты социально-педагогического центра
|
|
|
7
|
Медицинская помощь
|
Обеспечение выполнения режима дня членами семьи, как основы сохранения здоровья
Обеспечение сбалансированного питания с учетом возрастных особенностей детей
Прохождение ежегодного профилактического медицинского осмотра и лечение по необходимости.
Определение и организация необходимых медицинских и коррекционных мероприятий для воспитанника в замещающей семье
|
Консультация специалиста УЗ
Консультация диетолога
Узкие специалисты УЗ
|
|
|
8
|
Мероприятия по поддержке родственных отношений с биологической семьёй
|
Организация общения приёмных детей с биологическими родственниками
Работа с контактной сетью ребёнка
Ведение «книги жизни приёмного ребёнка
|
Приёмный родитель
Учреждение образования
Социально-педагогический центр
|
|
|
|
Приложение 3
Дневник
сопровождения приёмной семьи
________________________________
|
Дата проведения
|
Содержание деятельности
|
Ответственный
|
|
|
|
Примечание:
В дневнике сопровождения должны отражаться направления деятельности специалистов СПЦ: консультирование приёмных родителей, приёмных детей, просветительская работа, диагностическая, телефонные переговоры, индивидуальная работа и т.п.
|
Приложение 4
Карта сопровождения ребёнка
|
Ф.И.О. приёмного родителя, родителя-воспитателя
Адрес, телефон
Ф.И.О. приемного ребенка(детей), проживающего(их) в семье
На основании решения № от и договора об условиях воспитания № от принят на воспитание в приемную семью
Примечание:
В карте отражается содержание деятельности специалистов СППС с приемной семьей, фиксируется дата проведения и ответсвенные.
Содержание деятельности может включать: посещение семьи, телефонные переговоры, дианостические мероприятия, разработку рекомендаций, консультирование, просвещение,проведение индивидуальных занятий с ребенком, привлечение других специалистов и т.п.
|
Приложение 5
Формы
психолого-педагогического информирования, просвещения и дифференцированного обучения всех категорий родителей и лиц их замещающих.
|
- Массовые:
● родительский университет;
● родительский лекторий;
● конференция;
● вечер вопросов и ответов;
● день открытых дверей;
● информационное табло;
● День матери;
● День отца;
● областные (районные, городские, школьные) собрания родителе (лиц их замещающих).
2. Групповые:
● родительские собрания;
● детско-родительские собрания;
● родительский клуб;
● делова игра, диспут, дискуссия;
● психолого-педагогический семинар;
● круглый стол;
● обмен опытом, обсуждение книг, статей, видеофильмов.
3. Индивидуальные:
● консультация специалистов;
● телефонное консультирование;
● индивидуальная беседа;
● посещение семей на дому;
● подбор родителям методических рекомендаций;
● телефон доверия;
раскрыть » / « свернуть