Введение
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, важнейшими из них, взаимосвязанными между собой, являются формирование культуры ресурсосбережения и экологической культуры каждого человека.
Ресурсосбережение – одна из актуальнейших проблем сегодня. В настоящее время не найдется человека, который бы не был заинтересован в рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов, оздоровлении окружающей среды. [1] Экономические знания нужны всем: и взрослым, и детям. Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 01.01.2001 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» никогда не потеряет свою актуальность.
Выработку привычки рационально использовать электроэнергию в быту, формирование основ экономической культуры важно начинать с раннего детства и продолжать в процессе всей жизнедеятельности человека.
Еще одной из самых острых и насущных проблем человечества является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
В свете указанных проблем актуальность представленного внеурочного мероприятия «Батарейки: жизнь продолжается» определяется тем, что почти все сферы нашей жизни, так или иначе, связаны с использование электронных приборов, что требуют автономного источника питания, которыми являются батарейки и аккумуляторы. Но все батарейки не долговечны, после использования возникает проблема их утилизации.
В Беларуси батарейки обычно выбрасываются в мусорное ведро и попадают на свалку вместе с остальными отходами. На свалке тяжелые металлы из батареек попадают в почву, грунтовые воды или воздух (если свалка горит) и тем самым поступают в пищевые цепи. Последним звеном многих пищевых цепей является человек, который получает максимальную дозу вредных веществ. В батарейках содержатся: ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, имеющие свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью.
Неслучайно на любой батарейке или аккумуляторе имеется значок в виде перечеркнутого мусорного контейнера, который служит напоминанием о том, что их нельзя выбрасывать вместе с другими отходами. Именно поэтому вопросы сбора и переработки использованных батареек чрезвычайно актуальны в настоящее время, а значит, актуальны и вопросы формирования культуры использования батареек у учащихся.
Батарейки: жизнь продолжается
Цель: Формирование у подрастающего поколения нового сознания в отношении к использованию и утилизации батареек.
Задачи:
- пропаганда эффективности использования энергоресурсов;
- бережное отношение к природе;
- развитие творческих способностей;
- показать необходимость правильной утилизации батареек.
Подготовительный этап:
- в школе проведён конкурс на лучшую памятку по использованию батареек;
- конкурс рисунков «Батарейка»;
- проводится постоянная акция «Охота за батарейкой».
Оборудование:
Проектор для показа презентации;
Детские рисунки и памятки;
Надпись на доске «Будешь ли ты выбрасывать батарейки в специальный контейнер для использованных батареек ? Да. Нет».
Ход мероприятия:
Учитель: В наше время батарейки являются самыми распространёнными источниками питания для электроники и мелкой техники. Поэтому мы должны уметь правильно выбирать, хранить, использовать и утилизировать использованные батарейки. Этому мы будем учиться на сегодняшнем внеклассном мероприятии «Батарейки: жизнь продолжается».
А для этого нам необходимо ответить на следующие вопросы:
Где используется батарейка?
Устройство батарейки.
Виды батареек.
От чего зависит срок службы батарейки?
Как можно продлить жизнь батарейки?
Существует ли вечная батарейка?
Какой вред может нанести использованная батарейка?
Где в Беларуси утилизируются батарейки?
Куда нужно выбрасывать использованные батарейки?
Ребята давайте вместе с вами ответим на первый вопрос. Где используется батарейка?
Дети рассказывают об использовании её в часах, детских игрушках, фонариках, пультах, микрофонах ,фотоаппаратах и других предметах бытовой техники.
Об устройстве батарейки вам расскажут герои мультфильма «Смешарики . ПИН - код. Вальс Кабанюши».
Показ части мультфильма, в которой говорится об устройстве батарейки. (520 -740 минут мультфильма).
А теперь послушаем сообщения о батарейках, которые подготовили наши учащиеся – эксперты.
Первое сообщение.
Что такое батарейка?
Батарейка – это гальванический элемент, представляющий собой компактный автономный источник постоянного тока.
Существует два типа автономных источников постоянного тока: первичные – однократного использования, не предназначенные для перезарядки, и вторичные – перезаряжаемые.
Батарейка – это, первичный источник постоянного тока.
Принцип действия батарейки прост, он был описан итальянским физиком Аллесандро Вольтом еще в 1782 году, на примере созданного им гальванического элемента с цинковым анодом и медным катодом погруженными в раствор серной кислоты. Суть его заключается в возникновении разницы потенциалов двух металлов погруженных в электролит.
Второе сообщение.
История развития батарейки:
Появились батарейки достаточно давно. Официальной датой создания первой батарейки принято считать 1867 год. Создателем первой батарейкой был французский инженер Джорджес Лекланше. Положительным полюсом батарейки был латунный колпачок графитного стержня, отрицательным – донышко цинкового стаканчика. Иногда, из-за наличия в
схеме графитного электрода марганцево-цинковые батарейки
иногда называют угольно-цинковыми.
Еще недавно, всего несколько десятков лет назад, подобные батарейки массово выпускались во многих странах мира и были широко распространены, в том числе и в СССР. Люди среднего возраста наверняка хорошо их помнят (элемент 373, элемент 316)
Основным достоинством таких батареек была низкая цена.
Недостатки: малая емкость, ненадежная конструкция (цинковый стаканчик в процессе работы разрушался, и электролит через бумажную оболочку протекал в батарейный отсек), малый срок службы и малый срок хранения (от 9 до 12 месяцев).
За более чем вековую историю своего существования, простые марганцево-цинковые (угольно-цинковые) батарейки значительно усовершенствовались и сегодня уже практически не встречаются. Им на смену пришли другие более совершенные, емкие и надежные батарейки.
Третье сообщение.
Виды батареек:
Из всех видов батареек можно выделить пять наиболее широко применяющихся видов:
солевые батарейки;
щелочные батарейки;
ртутные батарейки;
серебряные батарейки;
литиевые батарейки.
Каждый из вышеперечисленных видов батареек имеет свои особенности, преимущества, недостатки.
Солевые батарейки.
Современных солевые батарейки мало чем отличаются от своих первых образцов – их электроды изготавливаются из оксида марганца и цинка, каждый из электродов помещен в свой отдельный электролит, в качестве электролита выступает раствор хлорида аммония, между собой электролиты соединены солевым мостом. Основное их отличие в том, что со временем они стали еще более емкими и срок их хранения повысился до 24 месяцев.
Достоинства: низкая цена (из всех существующих батареек, солевые батарейки самые дешевые).
Недостатки: трудно различать разновидности по символической или словесной информации; сильное снижение напряжения в течение разряда; в конце гарантированного периода хранения потеря емкости достигает 30-40%; при низких температурах окружающей среды их емкость стремится к нулю.
Щелочные (алкалайновые) батарейки
Щелочные, или как их еще часто называют, алкалайновые батарейки (от англ. alkaline) появились в 1964 году.
Создателем первых щелочных батареек так же является компания Duracell. Свое название данный вид батареек получили по природе электролита. В их химической системе, электроды изготавливают из двуокиси марганца и цинка, а в качестве электролита используют гидроксид калия (KOH).
Достоинства: большая емкость, а значит и более длительный срок службы; лучше работают при низких температурах; обладают хорошей герметичность (вероятность протечки меньше); могут храниться дольше солевых элементов (до 5 лет); скорость саморазряда у них ниже (после года хранения при комнатной температуре потери емкости не превышают 10%).
Недостатки: спадающая кривая разряда; более высокая цена и большая, чем у солевых батареек, масса (на 15-25%).
Остальные виды батареек мы рассматривать не будем, так как они очень дорогие и очень редко используются в тех приборах, которые мы применяем.
Учитель: Мы рассмотрели виды батареек по их химической системе, а так же они есть классификация батареек по их размерам.
Маркировка батареек:
Американское название Название ГОСТ Обиходное название
- A (A23) - -
- AA Элемент 316 батарейка «пальчиковая» или батарейка «два А»
- AAAЭлемент 286 батарейка «мизинчиковая» или батарейка «три А»
- AAAA - «четыре А»
- C Элемент 343 С-батарейка, «дюймовочка», «эска»
- D Элемент 373 D-батарейка, большая, «бочка»
- - Элемент 3336 «квадратная», «плоская»
- PP3 Крона «крона»
Примечание. Миниатюрные батарейки «таблетки», имеющие множество форм и размеров, они в данную таблицу не включены.
Миниатюрные батарейки («таблетки») – это батарейки размером с пуговицу . Миниатюрные батарейки «таблетки».
Впервые миниатюрные батарейки начали широко применяться в электронных наручных часах, поэтому иногда также называется часовыми батарейками.
Они имеют множество различных форм и размеров, отличаются по высоте, диаметру, напряжению, емкости, а также химическому составу.
Технические характеристики батареек
Кроме указанного на корпусе батарейки бренда производителя и надписи по которым можно понять к какому виду принадлежит батарейка («ALKALINE», «LITHIUM», др.), на ней, как правило, присутствуют и другие надписи информирующие потребителя, например, о том, каковы технические характеристики батарейки.
Напряжение батарейки:
«пальчиковые» солевые батарейки
могут обеспечить напряжение 1 и 1,5 Вольт,
щелочные – 1,5 Вольт.
Емкость батарейки:
Емкость измеряется в ампер- или миллиампер-часах.
От емкости батарейки зависит то, как долго сможет
проработать устройство, в которое эта батарейка помещена.
А сейчас послушаем выступление ещё одного эксперта.
Четвёртое сообщение.
НАЗНАЧЕНИЕ БАТАРЕЕК РАЗНЫХ ВИДОВ И СФЕРА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Солевые батарейки принципиально непригодны для установки в устройства с большими нагрузками (например, в цифровые фотоаппараты со вспышкой) и малопригодны для устройств со средними нагрузками (например, в фонарик, CD-плеер, и некоторые детские игрушки).
Они имеют небольшую емкость (600-800 мАч) и предназначены для использования в устройствах с низким и минимальным энергопотреблением, например: пульт дистанционного управления, электронный термометр, тестер, напольных или кухонных весы, настольные или настенные часы, и т.п. Они не рассчитаны на большие нагрузки, поэтому их не следует вставлять в устройства содержащие электродвигатель (детские игрушки, CD-плееры), фонарики, фотоаппараты! В игрушке или фонарике их может хватить на 20-30 минут, а в фотоаппарате – всего на несколько кадров со вспышкой.
Щелочные батарейки можно смело вставлять, куда угодно – как в устройства с малыми, так и в устройствах со средними и большими нагрузками – они везде обеспечит высокий результат.
Они имеют относительно большую емкость (1500-3200 мАч) и оптимальны для применения в устройствах с умеренным и повышенным энергопотреблением: в цифровых фотоаппаратах со вспышкой фонариках, CD-плеерах, игрушках, офисных телефонах, компьютерных мышках, и т.п. Алкалайновые батарейки с пометкой «фото» обладают повышенной емкостью и разработаны специально для использования в фотоаппаратах. Такие изделия стоят дороже, однако они имеют больший срок службы. Фото-батарейки способны быстрее отдавать энергию, что позитивно сказывается и на скорости работы самого устройства.
В устройствах же с малым энергопотреблением, например, таких как пульт дистанционного управления, они покажут просто отменный результат и прослужат несколько лет.
Учитель: Все мы сталкиваемся с необходимостью замены батарейки и это можно сделать двумя способами: принести сам прибор и попросить заменить или сделать это самому. А для этого мы должны уметь читать надписи на батарейках.
У вас на столах находятся батарейки. Давайте определим по маркировке их свойства. Для каких приборов предназначены данные батарейки.
А теперь, скажите, есть ли необходимость нести в магазин сам электроприбор.
УНИФИКАЦИЯ
Требования Международной Электрической Комиссии (IEC) относительно унификации источников питания, для различных устройств их использующих, позволяют потребителю свободно выбирать батарейки и заменять батарейки одного производителя батарейками другого. Однако не стоит использовать одновременно в одном устройстве батарейки от разных производителей и, тем более, батарейки разных видов – этим вы можете заметно понизить срок их службы.
Учитель: Как сменить батарейку мы знаем, но очень печально, когда срок службы её заканчивается. Как можно узнать новая она или старая и продлить срок службы батарейки.
Эксперт 1: Как определить, исправна ли батарейка:
1. По внешнему виду (батарейка не должна иметь механических повреждений и не должна протекать).
2. С небольшой высоты опускаем батарейку на ровную поверхность, чем больше заряд, тем она устойчивее, использованная сразу упадёт.
Учитель: давайте проверим наши батарейки на наличие в нём заряда.
Дети проверяют батарейки.
Эксперт 2: Как можно продлить жизнь батарейки?
1. Если алкалайновые батарейки не работают в фотоаппарате, попробуйте использовать их в электронных часах;
2. Солевые батарейки боятся холода, поэтому перед использованием подержите их в тёплом помещении;
3. Можете легонько постукать батарейкой о стол контактами, протереть сухой тряпочкой и потереть ладошками саму батарейку, она станет работать лучше.
Эксперт1: Помните:
Реанимируя батарейку, не нарушайте её герметичность. Во-первых, можно повредить гнездо для источника питания, а так же может пролиться электролит, окончательно испортив прибор.
Чтобы избежать возможного нанесения вреда здоровью, соблюдайте меры предосторожности: не разбирайте батарейку, не кидайте ее в огонь.
Эксперт 2: И еще. Не пытайтесь «перезарядить» батарейку. Хотя в некоторых источниках иногда и встречаются советы разного рода «Кулибиных» о том, как «перезарядить» батарейку – делать это нельзя! Во-первых, значительно продлить жизнь батарейки вам, таким образом, все равно не удастся. Батарейка это первичный элемент и в отличие от вторичных элементов (аккумуляторов), происходящие в ней реакции, необратимы. Во-вторых, это просто опасно, т.к. в ходе «перезарядки» батарейка может взорваться.
Учитель: Какой вред может нанести использованная батарейка? Об этом нам расскажет эксперт-эколог учитель биологии Лиленко Т.В.
Тяжелые металлы, что используются для создания батареек, имеет свойство накапливаться в человеческом организме, и даже в маленьких количествах представляют собой опасность. Например, составной компонент батареек – кадмий, негативно влияет на почки, печенку, поджелудочную железу, и кроме всего этого способствует возникновению рака легких.
Лишь одна пальчиковая батарейка способна отравить двадцать кубических метров почвы или более четыреста литров питьевой воды. Попадание батарейки на свалку чревато и другими последствиями. Если случится пожар, все опасные элементы попадут в воздух и без препятствий отравят человеческий организм.
Учитель: Бытует мнение, что если бросить в землю батарейку, то на ней не будет ничего расти. Мы решили это опровергнуть.
Перед вами два горшочка с посаженными растениями, на дне одного положены использованные батарейки. Как видите, в горшке с батарейками растение растёт ещё лучше, чем без них.
Батарейки не вредят растениям, они наносят вред животным и людям, которые употребят это растение в пищу.
Учитель: Рано или поздно стоит вопрос, куда девать использованные батарейки. Раньше ответ на этот вопрос не был однозначным, очень много батареек попадало на свалку и оттуда в почву и воду, нанося урон здоровью человека. Создавая большую экологическую проблему. Совсем недавно в Белоруссии открылся завод по переработке и утилизации использованных батареек. Давайте посмотрим небольшой ролик об этом заводе.
Ролик.
Учитель: Как вы видели процесс утилизации и переработки батареек очень дорогой, завод решает только проблему обеспечение экологической безопасности, поэтому батарейки сдаются на завод бесплатно.
У нас в школе тоже есть контейнер для использованных батареек.
Среди выданных вам батареек вы определили те, в которых ещё имеется заряд и те которые нужно отправить на утилизацию. На перемене мы выбросим их в контейнер для использованных батареек.
На этом наш свободный разговор подходит к концу. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего разговора.
Мы ответили на вопрос, где используется батарейка?
Об устройстве батарейки нам рассказали герои мультфильма Смешарики и наши эксперты.
Мы узнали о видах батареек и их маркировке.
Научились определять годность батарейки.
Ответили на вопрос, от чего зависит срок службы батарейки и
как можно продлить жизнь батарейки.
Мы узнали, что не существует вечной батарейки.
От эксперта – эколога мы узнали, какой вред может нанести использованная батарейка.
Теперь мы знаем, где в Белоруссии утилизируются батарейки и
куда нужно выбрасывать использованные батарейки.
Наше мероприятие заканчивается, на столе лежат листочки, и вы видите
надпись на доске «Будешь ли ты выбрасывать батарейки в специальный контейнер для использованных батареек? Да. Нет»
Вам нужно сделать свой выбор.
раскрыть » / « свернуть