Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

04.05.2018

Прорыв в бессмертие

Сегодня в Ушачском районе вспоминают события ночи с четвертого на пятое мая сорок четвертого года. Легендарный прорыв вражеской блокады партизанами. По сути, им удалось совершить невозможное. Будучи в тесном окружении, партизаны предприняли отчаянную попытку прорыва ценою собственных жизней, вывели из огненного кольца более пятнадцати тысяч мирных жителей. Память о подвиге хранит мемориал «Прорыв».

 Из огненного кольца

Тяжелые и кровопролитные бои в ушачских лесах продолжались почти 25 дней. Но силы были явно не равные, и к концу апреля карателям удалось сократить рубеж партизанской обороны до 20 км. "В последних числах апреля бои гремели на южных подступах к Ушачам… Это были безмерно тяжелые дни. Ничего подобного Ушачи никогда не видели и не слышали, – вспоминал в своей книге "Партизаны принимают бой" В. Лобанок. – Длившийся часами орудийный грохот сменялся ударами с воздуха... Сдавливающий виски гул моторов, пулеметная стрельба и бомбовые взрывы не прекращались ни на минуту. Вражеская авиация перемещала свои удары с передней линии на ближний тыл, затем еще дальше, до Ушачей.

Еще свирепствовала в воздухе вражеская авиация, а на партизанские позиции уже наползали танки. Напряжение на линии обороны усиливалось все больше.

Трудно теперь себе представить, как нам удавалось отражать эти значительно более крупные и мощные, чем в начале экспедиции, танковые атаки. Только 29 апреля бронебойщики подбили 7 вражеских машин. К вечеру 30 апреля, прорвав нашу оборону в районе Сорочино, неприятель овладел населенным пунктом Ореховно. На западном направлении ожесточенные бои шли у Кубличей".

Положение партизан с каждым часом ухудшалось. К концу апреля остатки партизанских бригад оказались сконцентрированы на небольшом пятачке к западу от Ушачей – в Матыринском лесу. Вот как охарактеризовал его в оперативном донесении Главнокомандованию Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян: "28 апреля руководитель партизанских бригад Полоцко-Лепельской зоны тов. Лобанок донес, что партизаны несут большие потери. Убиты командиры бригад Короленко, Данукалов. Положение партизанской зоны стало тяжелым, и при таком натиске немцев партизаны смогут продержаться не более трех дней. Поэтому он предложил прорыв на северо-восточном направлении, выход к реке Западная Двина на участке Островляны – Карпиничи с задачей удержать этот участок до подхода войск фронта, но не более двух дней.

Учитывая тяжелое, непрерывно ухудшающееся положение партизан и невозможность остановить наступающего противника, полностью исчерпав при этом все способы и виды помощи, Военный совет фронта, по согласованию с тов. Пономаренко, для спасения партизан и населения Ушачской зоны принял решение вывести партизанские бригады и население из окружения в районы Шарковщины и озера Нарочь. С этой целью дан приказ партизанским бригадам в ночь на 1 мая с. г. начать прорыв в западном направлении на участках к северу и югу от оз. Нарочь".

Однако оперативная обстановка сложилась так, что в ночь на 1 мая не все партизанские подразделения успели сосредоточиться в соответствии с приказом. Пришлось прорыв блокады отложить. Командир оперативной группы В. Лобанок принимает решение собрать в ударный кулак лучших бойцов и в ночь с 4 на 5 мая попытаться вырваться из блокады на участке между деревнями Паперино и Новое Село, где оборона немцев была сильно укреплена и где они не ждали партизан.

"Поле… Всего несколько сот метров между лесом и деревнями. Поздним вечером, когда стемнеет, мы пойдем по этому нагретому майским солнцем клочку земли. Его надо преодолеть именно сегодня, в ночь на 5 мая. Завтра будет поздно. По пути придется штурмовать деревни Новое Село, Паперино и дорогу. Каратели прочно закрепились там. Предстоит тяжелый бой. После осмотра местности передаю через связных приказ комбригам: штурм начинаем в 23.30 по моему сигналу – две красные ракеты.

Партизанским бригадам имени ВЛКСМ, имени С.М. Короткина, 16-й Смоленской и полку И.Ф. Садчикова ставлю задачу разгромить вражеские гарнизоны в деревнях Паперино и Новое Село и вывести соединение в лес юго-восточнее Селища. Бригады имени В.И. Чапаева, Лепельская, "За Советскую Белоруссию" прикрывают штурмовые бригады, после прорыва направляются на места своей прежней дислокации и действуют по собственному усмотрению. Остальные формирования после прорыва следуют в лесной массив севернее озера Шо.

Под прикрытием партизанских подразделений должны были выходить из окружения местные жители", – так замысливал стратегию прорыва В. Лобанок. Практически так она и была реализована.

А вот каким запомнился легендарный прорыв партизанке бригады "За Советскую Белоруссию" Людмиле Смирновой: "Вдруг началась стрельба. По цепи разнеслось: "Это наши ударили по гарнизонам. Вперед – на прорыв!" Бросились вперед и – прямо на огонь. Увидели две горящие деревни. Рассыпались по полю между деревнями. Перекрестный минометно-пулеметный огонь все сильнее. Группами и в одиночку люди из разных бригад, впервые видевшие друг друга, бежали вперед. Потом смешались наши и немцы, трудно было разобрать, где свои, где враг. Так перешли это поле. Многие остались там навсегда…".

И все же, несмотря на потери (погибло и пропало без вести свыше 7 тыс. партизан и мирных жителей), в целом Полоцко-Лепельскую битву необходимо признать успешной. Партизанам удалось вырваться из окружения, сохранить за собой часть освобожденной территории. Они по-прежнему представляли угрозу для линий коммуникаций вермахта, сохранили связь с войсками Красной армии. Упорные действия вышедших из блокады партизанских формирований в определенной степени способствовали последующему успеху Витебско-Оршанской и особенно Полоцкой наступательных операций во время освобождения Беларуси, в которой принимали участие.

Перейти на сайт Хроники Победы

Фотоматериалы

Разделы сайта